Педагог-психолог Попова Олеся Сергеевна
Методическая разработка для проведения родительского собрания в ДОУАГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК
Признаки агрессивности: – по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем; – по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм. Причины. · Нарушения эмоционально-волевой сферы: – неумение ребенка управлять своим поведением; – недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения. · Неблагополучная семейная обстановка: – отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; – нет единства требований к ребенку; – ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; – физические (особенно жестокие) наказания; – асоциальное поведение родителей; – плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения; · Трудности обучения. · Психологический климат в дошкольном учреждении.
Советы родителям
· Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример. · Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила. · Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю. · Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть. · Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение). · Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания. · Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих. · Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле. · На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением». · Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям. · Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!». · Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым. · В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит». · Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка. ·Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме. Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением. Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка. 1 ш а г – стимуляция гуманных чувств: – стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение; – учите его не сваливать свою вину на других; – развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру. Например: · « Миша, неужели тебе не жалко других детей?» · « Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет». · Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок. · Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…») 2 ш а г – ориентация на эмоциональное состояние другого. Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Например: · «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?» · Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!» · «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?». 3 ш а г – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния: – помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное; – постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным; – стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми; – стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы; – чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний; – чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации; – объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться; – расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать. – спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль; – объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию. Например: · Ты стукнул Веру потому, что …, а ещё почему? · Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка (или незлое) изобрази! Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?» · Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения. «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»
Стратегии коррекции агрессивного поведения детей
Стратегия на отреагирование агрессивного поведения: – помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением; – учите выплёскивать гнев в приемлемой форме; – учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится; – учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией; – стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ». Стратегия на переключение состояния: – стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение. Стратегия на предупреждение агрессивных состояний: – у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные; – у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения. 8 ноября 2016 в 09:54
Прикреплённые файлы:Документ: Методическая разработка для проведения родительского собрания в ДОУ Описание файла:Файл называется: preodolenie-agresivnogo-povedenija-doshkolnikov-v-detskom-sadu-i_np44f.ppt Это официальный файл организации «Педагог-психолог Попова Олеся Сергеевна», в нём содержится Методическая разработка для проведения родительского собрания в ДОУ. Размер файла: 0,57 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.